Имя восточных славян у разных народов звучит по-разному: русы, россы, русины,
расены... Почему? Может быть, потому, что в языках, на которых писались древние
греческие, византийские, германские, скандинавские и арабские тексты, не нашлось
нужной буквы? Но вот какой? Ё, Ю, Я не подходят - они легко передаются двумя
буквами: YO, YU, YA. А вот Ы... Значит, не Русь, не Рось, а Рысь?..
Рысь - Русь
Ведь есть в русском языке чередование Ы-У: был - буду, слышать - слух, дыхание -
дух, Рысь - Русь. Да, но почему же тогда у нас самих не прижилось в качестве
названия государства слово <Рысь>? Возможно, причина в том, что языческих летописей
у нас не сохранилось. Начало русской истории первые церковные летописцы переписывали
с византийских источников, и буква <Ы> просто не вошла в эти тексты. Разумеется, это
только предположение, но звучит оно достаточно убедительно, осмысленно: народ Рыси -
народ, чьим тотемом была рысь.
Но всегда ли рысью называли именно рысь? В своем указе об учреждении герба Пскова
царь Алексей Михайлович пишет о рыси, хотя почти в то же самое время в других
документах этот же зверь на гербе зовется барсом. Не мог же царь всея Руси, большой
любитель охоты, спутать коротколапую и почти бесхвостую кошку северных лесов с
длиннохвостым барсом, изображенным на гербе? Значит, раньше рысью звали и барса, и
любую другую крупную кошку?
У Лукоморья дуб зеленый
Кошка, очень похожая на барса, но меньше его по размерам - это гепард. От барса его
отличают очень высокая скорость бега, а также способ преследования добычи -- гоном,
а не из засады. Дикие гепарды когда-то жили по всей Юго-Западной Азии -- от пустынь
Аравии до Ганга и от степей Центральной Азии до Иранского нагорья. Эти звери хорошо
поддаются дрессировке. С прирученными гепардами охотились фараоны, индийские раджи,
иранские шахи, армянские государи и киевские князья.
Может ли гепард быть тем самым рысом - тотемом? Сохранились ли хоть какие-нибудь
сведения о почитании дикой кошки? Как могли выглядеть ее святилища до того, как в
Киевской Руси было принято христианство? Как древние русы величали свое божество,
покровителя народа? Можете не верить, но все это известно нам с детских лет.
Припомните-ка:
<У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...>
Пушкин - это наше ВСЕ. Вот каким оно было, капище Священного Рыса -- Барыса, Боруса.
А согласно свидетельству византийского императора Константина Багрянородного,
находилось оно на днепровском острове Хортица, где стоял 2000-летний дуб - святыня
россов.
Где еще можно найти упоминания о тотемном прошлом наших далеких предков? В первую
очередь в эпосе, в былинах и сказках. Вспомним барсовую шкуру Ясона, парную упряжку
гепардов, носившую колесницу бога виноделия Диониса (известно, что именно фракийцы,
скифы, русы славились невоздержанностью к вину). Вспомним древнюю русскую народную
сказку о диковинном быстроногом звере по имени Арысь-поле...
Брысь!
Удивительные находки таятся не только в гениальных переработках русских былин и
сказок, но и в повседневной речи. В древней Руси существовал звательный падеж,
сохранившийся сегодня только в церковной службе, например, в обращении: <Господи!>.
А как звучало такое обращение к барысу? - <Барысе!> Со временем слова стираются от
постоянного употребления, забывается их первоначальный смысл. И вот домашней своей
кошке мы говорим: <Брысь!> - не задумываясь о происхождении и изначальном высоком
значении этого слова.
Кошка в церкви
Какое-то время и в православии сохранялись отголоски язычества. Обратите внимание:
кошка может гулять по православной церкви, где ей заблагорассудится, может даже в
алтарь войти -- не выгонят. На Царских вратах в одном из храмов Суздаля, в самом
центре - изображение морды гепарда, о чем свидетельствуют точки-пятнышки,
изображенные на шкуре. <Львы> на Дмитровском храме во Владимире больше похожи на
добродушных дворовых Шариков: резчик уже не знал, как выглядит гепард, но что похож
сразу на льва и собаку - слышал. А вот в построенной раньше киевской Софии на
фресках изображены гепарды на охоте за дикими конями-тарпанами, и здесь их еще не
спутаешь ни с какими другими животными.
Но церковь все решительнее боролась с проявлениями язычества. И в первую очередь это
коснулось волхвов, которые в глухих уголках Руси пытались сохранить не только культ
гепарда, но и последних живых священных зверей.
С этим периодом и связана история возникновения города Ярославля и впоследствии -
его герба.
Лютый зверь
Считается, что изображение медведя на гербе связано со <Сказанием о построении града
Ярославля>. Сказание известно по рукописи последней четверти XVIII века, но писалось
оно на основании более ранних устных народных преданий.
В сказании говорится о жителях приволжского <селища> Медвежий угол. К язычникам,
поклонявшимся богу Велесу, прибыл вместе с духовенством, мастеровыми и воинами
Ярослав Мудрый, в ту пору княживший в Ростове.
Язычники <испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с
ним>. Ярослав убил зверя секирой (<а пси, яко агнцы, не прикоснуся никомуждо от
них>, чем привел местных жителей в смятение. На следующий день при впадении
Которосли в Волгу князь основал город, названный Ярославлем. Мудрый <водрузи на
земли сей древян крест, и ту положи основу святому храму пророка Илии; а храм сей
посвяти во имя святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его>.
Которосль - Кошачий питомник
В сказании <лютый зверь> не назван. Возможно, исходя из местного топонима, его
посчитали медведем и поместили на герб города.
А теперь подумаем: зачем использовался иносказательный <лют зверь>, если тут же
свободно употребляется название <Медвежий угол>? Тем более, лют зверь в русском
языке - как правило, крупная кошка. У вятичей это второе имя рыси сохранилось до XIX
в. К тому же опознать <зверя> ни князь, ни его окружение не смогли - или не
захотели. Но впоследствии - через 660 лет! -- его, не долго думая, назвали медведем
- по наименованию расположенного рядом селища.
А почему не рысом - котом ученым - по очень прозрачному названию речки Которосль
(кошачий питомник)? Похоже, именно Котами учеными назывались прирученные
рысы-гепарды у волхвов. Возможно, этот Кот не вошел в монастырскую летопись потому,
что именно здесь Рыс оказался однозначно связанным с язычниками-волхвами,
хранителями древних верований. Именно поэтому зверя не назвал его именем ни князь,
ни его челядь. А может быть, Ярослав и не понял, кого <героически> убил - известно,
что гепард никогда не нападает на человека. Волхвы могли просто вывести Кота из
убежища, дабы одним его видом усовестить князя, попирающего тысячелетние верования.
Не проняло. Рыса убили, волхвов разогнали, а на месте последнего на Руси прибежища
Котов ученых заложили новый город - Ярославль, который и стоит там уже 1000 лет.
Стало быть, хорошее место, священное, намоленное...